«Экономическо-философские рукописи 1844 года» содержат удивительную теорию денег. Во-первых, деньги, по Марксу, «отчужденная мощь человечества». Во-вторых, и это следует из первого, деньги суть «всеобщее извращение всех индивидуальностей», «мир навыворот, смешение и подмена всех человеческих качеств». Деньги есть расчеловеченная социальная материя.

Здесь уместно перейти к оценке Марксом философии Гегеля. Автор «Рукописей» не только восхищается Гегелем, но и разоблачает его как философа адского порядка:
«Логика [гегелевская «логика», его причудливая диалектика понятий и материй] – деньги духа, спекулятивная, мысленная стоимость человека и природы…». Вырву из контекста еще одну – всё же красноречивую – цитату: «… абсолютная идея сама по себе есть ничто».
Не вдаваясь в детали, обобщу критический анализ Марксом философии Гегеля: идеализм предстает таким же пустым, мертвенным, обесчеловеченным, как весь буржуазный миропорядок. Все «реакционные» аспекты гегельянства глубоко закономерны: они – прямое следствие главных установок, а не случайная примесь к «в общем-то прогрессивному» учению.
Наконец, подведу итог коротким заметкам о «Рукописях» (1, 2, 3). В них я выделяю 4 ключевых момента:
1) Предмет Маркса – чистый капитализм, логика которого – достижение всеобщего несчастья.
2) Источник капитализма и прочих исторических бед – в Труде (а не в Капитале, который сам есть накопленный труд).
3) Капитализм аморален, циничен, античеловечен, инфернален (и его философия – гегелевский идеализм – есть философия призрака и ничто).
4) В противовес капитализму, коммунизм – это Человек.
Историософия Маркса есть осмысление и развитие конфликта между Человеком и Отчуждением. Сам прогресс социальной материи воображается Марксом как переход из мира отчуждения в мир человека.